ВЫСТАВКИ

АРХИВ ВЫСТАВОК

КНИГИ

ШКОЛА

ПРОЕКТЫ

О ЦЕНТРЕ


   
 

Неочевидное, но вероятное

Елена Мацына / Юрий Притиск / Александр Завьялов /

Лёля Собенина / Денис Тарасов

   

 

В 21 веке фотография как технология стала настолько распространенной и доступной, что маленькие дети, не умея говорить, уже нажимают на нужную кнопку смартфона. В быту от фотографии требуется ясность и точность в передаче реальности, какой видят ее наши глаза. Но для искусства обходные пути важнее прямой дороги, художник не копирует мир, а создает свой собственный, где под поверхностью очевидного спрятаны скрытые смыслы. В художественной фотографии зритель видит как раз то, что в обыденной жизни не замечает, или то, что в реальности не существует.

Авторы работ, представленных на выставке, создают фотографию необычным способом, заставляя по-новому посмотреть на привычные вещи. Елена Мацына из Челябинска находит забавных гротескных персонажей там, где их никому в голову не придет искать, – в грязи замерзших луж. Мастер пейзажной фотографии москвич Юрий Притиск дополнил фотографии природы деталями воображаемого мира, изменив и расширив первоначальный смысл работ. Александр Завьялов из Смоленска разработал собственный уникальный метод: он создает изображение из небольших фрагментов фотографий, подобно тому, как художник пишет картину, нанося один мазок за другим. Лёля Собенина из Екатеринбурга сочетает классическую технику коллажа с визуальными эффектами, которые позволяет сделать обычный офисный сканер. Денис Тарасов, директор Центра фотографии «Март», фотографируя складки и следы рук на пледе, провоцирует разглядеть в них разнообразных монструозных существ.

У произведения искусства нет одного «правильного» истолкования, чем более оно открыто к интерпретации, тем лучше. Каждый из зрителей видит что-то свое. Выставку можно воспринять просто как новогоднюю игру, или обнаружить в отдельных работах отсылки к классическим картинам художников романтизма, позднего Гойи или Фрэнсиса Бэкона, или увидеть рассказ о темных и светлых сторонах жизни человека в полном опасностей мире, или что-то еще. Каждое прочтение имеет право на существование, но только как вероятность, а не данность.

Артем Беркович (куратор Центра фотографии «Март»)

 

 

 

Елена Мацына. Лики луж

   
 

Весна. Я фотографирую лужи в парке. Мне кажется, что изо льда на меня смотрят портреты, нарисованные морозом за ночь. Вот один, другой. Я стала приходить на это место каждое утро, пока весна окончательно не победила. Большинство иллюзий исчезало при просмотре на мониторе, но несколько лиц я всё же сохранила.

Елена Мацына. Окончила фотошколу ЮУрГУ, участвует в работе Народной фотостудии "Каменный пояс" в Челябинске. Часть фотографий из представленной на выставке экспозиции составляли серию «Лики луж», которая в номинации «АРТ-фотография» прошла в финал «Открытого всероссийского фотоконкурса «ФотоСоюз. Единство» и была показана на фестивале в Суздале в декабре 2021 г. В марте 2022 г. фотографии из серии «Лики луж» были представлены на выставке в галерее «Каменный пояс» (Челябинск) в рамках проекта «Femina-Photo. Женские фотоштучки».

   
 

         

   
 

Юрий Притиск. После пожаров

   
 

Лесные пожары — это глобальная проблема, прямо влияющая на климат и биоразнообразие планеты. В новом докладе Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) утверждается, что к 2030 году частота лесных пожаров возрастет на 14%, к 2050 – на 30%, а к 2100 – на 50%. В Австралии в 2020 году в результате пожаров погибли около 1000.000.000 (одного миллиарда) диких и домашних животных. Происходит всемирная утрата биоразнообразия и за последние годы под угрозой существование более 4400 наземных и пресноводных видов. Пожары влияют на Арктику, усиливая таяние льда, а во время горения в атмосферу выбрасывается углекислый газ, вызывающий парниковый эффект и изменение климата.

   
 
   
 

Юрий Притиск. Они смотрят на нас

   
 

Я всё чаще обращаю взгляд в прошлое, к своим корням, к плохо сохранившимся образам предков - моего деда, воевавшего в Первую мировую войну, и моего отца, прошедшего Великую Отечественную войну. Меня притягивают и образы незнакомцев, для которых я конструирую пространство, соединяя ткань прошлого и настоящего, тонкую материю безмолвного диалога, когда люди из прошлого смотрят на нас.

Юрий Притиск - Член Союза Фотохудожников России, амбассадор Marumi Optical, преподаватель с опытом работы в фотошколах мира и РФ, автор тренингов для российского провайдера Нью-Йоркского института фотографии, ведущий мастер-классов и лауреат более 100 престижных конкурсов. В работе использует самодельные и профессиональные оптические фильтры, современные технологические процессы, уникальные техники фотографирования.

Лауреат конкурса "Молодые фотографы России -2011", "Прямой Взгляд", "Русская Цивилизация", "The Best of Russia" ("Лучшие фотографии России"), "Самая красивая страна". Победитель фотоконкурса имени Карла Буллы "Эпохи зримые черты", "РусАртФото-2013", "PHOTO VISA 2013, 2019-2020, 4-ой фотопремии 35AWARDS 2018. Финалист первой открытой национальной фотопремии "Лучший фотограф 2011". Лауреат международных конкурсов "Золотая Черепаха", CIWEM Environmental Photographer of the Year 2017 (Великобритания), Alfred Fried Photography Award 2018 (Вена, Австрия), Global Peace Photo Award 2020, «Дикая природа России 2018», Travel Russian Photo Award 2018, Международного фотоконкурса "Новый взгляд. Преображаясь в веках", "Самарский взгляд" 2020, Международного фестиваля "Фотокрок" 2019-2020 (Беларусь), DJ Memorial Photography Contest 2019 (Индия), Transversalities 2018-2019 (Португалия), RHS Photographic 2019 (Великобритания). Финалист Felix Schoeller Photo Award 2019 (Германия), Europhotometeo 2020, "Берега-2019,2021", Siena Creative Photo Awards 2020 и 7-го ежегодного конкурса Nikon Russia, NAPA World Photography Awards 2021, Photography 4 Humanity Global Prize, Hasselblad Masters Award 2021, EPOTY 2021, The Nature Conservancy’s 2021, Drone Photo Awards 2021, «Дикая природа России 2021», призёр HIPA 2022, стипендиат Министерства культуры РФ по итогам конкурсной программы Союза фотохудожников России  2020,2021, 2022. Победитель конкурса Союза фотохудожников России "ФОТОСОЮЗ.ЕДИНСТВО" в 2021 г.

   
 
   
 

Александр Завьялов. Photofiltrum

   
 

Я полагаю, что помимо визуальной реальности есть интеллектуальная реальность. Чтобы запечатлеть последнюю, мною был придуман творческий метод Фотофильтрум, основанный на работе с автопортретами. Фотографию интеллектуальной реальности я определяю, как документ сознания.

Фотофильтрум схож с примитивным искусством, с практиками сюрреалистов или живописью действия, когда часть работы проходит бессознательно, на основании инстинктов и внутренних импульсов.

Благодаря переработке автопортретов с помощью Фотофильтрума я получаю возможность заглянуть внутрь себя, дефрагментировать мысли, что ведёт к пониманию сущности человека, а далее - к новым знаниям.

Находясь под впечатлением от искусства второй половины ХХ века (особенно художников Лондонской школы), я фокусируюсь на создании портретов антропоморфных форм в пограничных состояниях; ситуаций, когда что-то либо вот-вот произойдёт, либо это “что-то” произошло мгновение назад.

Александр Завьялов. Родился в 1989 году в городе Ельня Смоленской области. Член Союза фотохудожников России, стипендиат Министерства культуры РФ. Участник всероссийских и международных выставок Лица России (2018, Владимир, Россия), Фотокрок (2022, 2019, 2018, Витебск, Беларусь). Лауреат конкурсов Молодая фотография-2023 (Калуга, Россия), Young people in the 21st century (2018, Каунас, Литва). Разработал авторский метод создания изображений – Фотофильтрум. Проживает в Смоленске и в Калуге.

   
 
   
 

Лёля Собенина. Промах

   
 

Эти работы выросли из серии «бумажных» коллажей под названием «Остановка «Мира» 2022 года и продолжили галерею сломанных и разъятых функционирующих в условном пространстве персонажей, то ли сконструированных из обломков «нормальной» жизни, то ли созданных в качестве новых сущностей из неживых объектов.

У слова «промах» есть множество синонимов: ошибка, просчет, ляп, оплошность, недосмотр, неверный шаг, и даже такие, как «вежливость снайпера», «удар мимо цели» и «причина увеличения беговой дистанции биатлониста». Но что происходит после осознания своего промаха? Как декорируется, ремонтируется или отрицается ошибка?

Есть еще один аспект части изображений этой серии: они создавались в коллаборации с поэтической серией поэта Андрея Сен-Сенькова «Подбородки нолей, из которых построены пчелиные улья» и ожидают публикации.

Лёля Собенина – независимая художница, работающая с поэтическими текстами, фотографией, сканографией, коллажем, графическим дизайном, графикой, живописью, с арт-терапевтическими практиками и исследованиями памяти. Участница выставок «Сор ли Сорри» (2018, Екатеринбург), INSIDE OUT (2018, Екатеринбург), “За пределами «ЛитератуРРентгена” (2018, Челябинск), «Капризы Ради Усов» (2000, Екатеринбург), INTIMACY (2001, Екатеринбург), «А_РЕАЛ 001. Искусство в общественных пространствах» (2002, Екатеринбург), «Сад воспоминаний» (2022, Екатеринбург), «Не забывай меня» (2022, Екатеринбург), ««Город от первого лица» (2023, Екатеринбург).

   
         
   
 

Денис Тарасов. Парейдолия

   
 

Слово «парейдолия» восходит к языку древних греков и на русский может быть переведено как «что-то, похожее на изображение». Так называют иллюзорные образы, которые люди способны увидеть, рассматривая облака, камни или пятна туши на бумаге. Мозг человека присваивает случайным формам знакомые черты и встраивает их в привычную картину мира.

На ранних этапах истории эта особенность мышления стала подспорьем для развития религии и искусства. Древний художник с примитивным факелом пробирался в труднодоступные пещеры и, всматриваясь в случайные формы камней, угадывал в них черты животных. Так появилось искусство. Прошли тысячелетия, но художники помнили об исходной точке. Леонардо да Винчи писал: «Если вы посмотрите на какие-нибудь стены, испещренные различными пятнами, вы сможете увидеть в них сходство с горами, реками, скалами, деревьями, широкими долинами. Вы также сможете увидеть и разнообразные бои, и фигуры в быстром движении, и странные выражения лиц, и диковинные костюмы, и бесконечное множество вещей».

Нейробиологи считают, что парейдолия возникает в ответ на желание человека видеть мир соответствующим своим представлениям о нем. Тема более широкая, чем восприятие пятен на стене и даже искусства как такового. Люди видят только то, что хотят увидеть, и слышат только то, что хотят услышать — адаптивное свойство психики помогает человеку противостоять несчастьям жизни.

Работы Дениса Тарасова предлагают зрителю игру, похожую на то, о чем писал Леонардо да Винчи. Объектом фотографии был плед. Но, всматриваясь в складки пледа и следы на нем, можно попытаться рассмотреть и пейзажи, и людей, и монстров.

Денис Тарасов — директор Центра фотографии «Март» (Екатеринбург), Председатель Свердловского отделения Союза фотохудожников России. Победитель конкурса «Молодые фотографы России» (2007). Лауреат международного конкурса «Эпохи зримые черты» (2007). Обладатель специальной премии Международного фестиваля фотографии «Волжское Фотобиеннале» (2008). Победитель международного конкурса «Волжское Фотобиеннале» (2010). Участник Portfolio review Russia (2011) в Москве и выставки «Современная российская фотография: новое поколение» на фестивале FOTOFEST-2012 (Хьюстон, США). Участник выставок «Body Language» в SAATCHI GALLERY (Лондон, 2013), PROЗАВОД (Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва, 2015). В общей сложности в период между 2007-2015 участвовал в более чем 20 выставках в России, Литве, Италии, Словакии, Румынии, США, Нидерландах, Великобритании и на Филиппинах.

   
 
   
 

Фотографии экспозиции © Екатерина Попова

   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   

           
 

 

           

Центр фотографии "Март". Екатеринбург. 8 Марта, 1

Время работы: 11.00 - 22.00 без выходных. Цена билета