ВЫСТАВКИ

АРХИВ ВЫСТАВОК

КНИГИ

ШКОЛА

ПРОЕКТЫ

О ЦЕНТРЕ


   
 

Быть женщиной

Кристина Вараксина / Аня Мирошниченко

Алёна Кочеткова / Мария Инькова /

   

 

За последние десятилетия культура, в особенности в России, все более отчетливо приобретает женское лицо. Среди авторов во всех областях творчества, и прежде всего в фотографии, заметно преобладают женщины. Они привносят в искусство оригинальный взгляд на мир и искренность, на которую редко решаются мужчины. Фотографы, чьи работы представлены на выставке, рискуют говорить со зрителем от первого лица, они одновременно авторы и героини снимков. В силу этого ответ на один из ключевых вопросов современной культуры «Что значит быть женщиной?» ищется на основе своего личного опыта. Главные темы выставки — любовь, семья, материнство, травма и ее преодоление, время и связь поколений. Эти темы так или иначе проходят через все залы экспозиции

 

 

 

Кристина Вараксина. Self-Reflection

   
 

На женщин оказывается огромное давление, чтобы они были ухоженными, стройными, выходили из дома с макияжем, другими словами, выглядели «идеально». Серия фотографий Self-Reflection посвящена моей борьбе за принятие себя; за выстраивание отношений с другими людьми; за то, чтобы быть женщиной в обществе, где в центре всего мужчины. Мои работы отражают женскую точку зрения, взаимосвязи между женщиной и внешним миром. (Кристина Вараксина) 

В своих работах Кристина Вараксина исследует уязвимость, неуверенность и поиск себя как женщины и как художника. Через визуальную символику, тщательно подобранную цветовую палитру и кинематографическое освещение она отражает самые сильные свои переживания. (Lens Culture

Кристина Вараксина родилась и выросла в Екатеринбурге. Окончила Уральский архитектурно-художественный институт по специальность графический дизайн, работала арт-директором в екатеринбургских и московских компаниях. В 2013 г. получила степень магистра фотографии в Академии художеств Университета Сан-Франциско. В настоящее время живет и работает в Лондоне. Победитель международных конкурсов Portrait Of Humanity 2023, British Journal of Photography Female in Focus 2022, Lens Culture Portrait 2021 (2 место), British Journal of Photography Portrait of Britain 2020, Lens Culture Critics Choice 2020. Фотографии публиковались в TIME, The BBC, The Guardian, The Telegraph, Harper’s Bazaar, L’Officiel, WSJ.

   
 

         

   
 

Аня Мирошниченко. Комната

   
 

После смерти человека от него остаются вещи и память. Я снимаю в комнате, где раньше жила Ба. Я делаю портреты с непонятными мне предметами, старыми сервизами, треснутыми тарелками и блюдцами, ржавыми гвоздями, молотками, потёртыми пальто или просто засохшими цветами.

Сначала мне хотелось запечатлеть свой интерес и понять, для чего человеку нужно столько вещей. Многие люди поколения Ба пережившие войну, голод, приобрели синдром дефицита. Вещи будто придавали уверенности и защищенности на любой случай жизни. Они успокаивали. Сколько раз я видела, как Ба перебирает постельное белье или синтетические платья «на выход», ценность в которых видела только она. Большинство из них были отложены на «черный день».

Делая портреты, я поняла, зачем мне это было нужно. Я фиксировала себя в памяти. Я делала их даже с какой-то маниакальной зависимостью, не анализируя и не вкладывая в этот процесс какой-то изначальной цели или идеи. Мне хотелось, чтобы меня не забыли, когда и в моей комнате станет пусто. Ба жила для вещей, а я эти вещи преобразовываю в память. Мне хочется крикнуть, что я есть, даже тогда, когда я бесследно исчезну, как Ба

   
 
   
 

Аня Мирошниченко. Dresscode

   
 

Мои представления о женственности формировались в детстве в наблюдениях за матерью. Моя мать – это большой гардероб, бесчисленное количество белья, одежды и украшений. Множество аксессуаров, чтобы казаться привлекательнее, стройнее, красивее. Моя мать – это десятки флаконов с парфюмом, горы косметики, маски, массажеры, приборы для сжигания жира. Моя мать – это пластическая операция, ее тело – отдельный от нее объект манипуляций ради красоты. Вещи, которые останутся после моей матери, будут так или иначе связаны с модификацией тела.

С помощью одежды тело можно преобразовать в любую форму до неузнаваемости. Вопрос в том, насколько телу комфортно. Одежда подражает природному совершенству тела, имитирует его фактуру, цвет, но иногда она диктует совершенно иные образы, пытается вытеснить тело, поработить его. А иногда и само тело вынуждено подстраиваться под формы своего облачения, маскироваться и пытаться слиться с костюмом, теряя свою индивидуальность. Этот союз рождает взаимосвязь, создавая новое бесполое тело.

Аня Мирошниченко окончила факультет театрального искусства РАТИ-ГИТИС, кандидат искусствоведения. Занималась театральной и репортажной съемкой. С 2016 по 2019 г. проходила обучение в школе «Докдокдок». Победитель и финалист международных конкурсов Gomma Grant, Picture of the Year (POYi), LensСulture Portrait Award, PDN Annual, Canada Blanche PhotOn, Hellerau Photography Award, Kolga Award, Life Press Photo, Vilnius Photo Circle, Portrait of Humanity, College Photographer of the Year, участник многих международных фестивалей — Riga Photomonth, Helsinki Photo Festival, Pierrevert Nuits Photographie, Rovinj Photodays 2019, Ph21 Gallery и других. Ее первая персональная выставка Immagine sottile. Contemporanea состоялась в 2020 г. в Bi-Box Art Space, Италия.

   
 
   
 

Алёна Кочеткова. Как я болела

   
 

Слово «рак» у всех на слуху, люди боятся его, хотя едва представляют, что это за болезнь. Когда мне поставили такой диагноз, я тоже ничего не знала об этом и не представляла, какой путь мне предстоит пройти — от страха за свою жизнь до надежды на выздоровление.

Фотография — естественная часть моей жизни, через нее так или иначе я отражаю все, что происходит со мной и вокруг меня. Во время лечения, когда самочувствие далеко от идеального и даже выйти из дома нелегко, творчество стало для меня опорой и необходимостью.

Часто онкобольных снимают в оптимистическом ключе: на снимках радостные лысые люди улыбаются и всем своим видом говорят: «Все нормально, я держусь». Это очень хорошо поддерживает самих больных, но для человека «снаружи» делает проблему менее значимой и глубокой.

В моей работе трудности и боль — средство пробудить в людях понимание и сочувствие. Через свой проект я рассказываю, что испытывают люди, столкнувшиеся с подобным заболеванием. Это история не о том, как мне было плохо, скорее, призыв услышать, понять и поддержать не только меня, а любого, кто рядом и нуждается в помощи.

   
 
   
 

Алёна Кочеткова. Право на материнство

   
 

Смысл жизни женщины не ограничивается рождением детей и не определяется их наличием, однако право родить ребенка — одно из важнейших для женщины. Перенесшим онкологические заболевания реализовать его очень непросто. Шанс восстановления фертильности сильно зависит от подтипа заболевания, типа и продолжительности лечения, возраста пациента и общего состояния, которое часто ухудшается даже после успешного лечения. Ведение беременности таких женщин требует более квалифицированной медицинской помощи, доступной не везде и не всем. Множество мифов о беременности после рака и личные страхи мешают реализовать своё право даже тем, у кого нет строгих медицинских противопоказаний.

На мой 29-й день рождения мне поставили диагноз «рак груди». Мне пришлось пройти долгое и болезненное лечение. Незадолго до массовых ограничений, связанных с COVID-19, мой врач сказал мне, что я не смогу иметь детей. То, что я находилась в группе повышенного риска, заставило меня максимально ограничить контакты и отказаться от поездок. Спустя два месяца изоляции я узнала, что беременна. Узнать это было одновременно радостно и тревожно. Беременность повышает риск тяжелого течения коронавирусной инфекции. Напряжение достигло предела, когда заболели мои родители и муж. Спустя 9 месяцев волнений и радости родился наш сын.

Это серия автопортретов о том, как надежда, поддержка близких и внимание врачей, несмотря на скептический прогноз и пандемию COVID-19, помогли появиться на свет новому человеку.

Алёна Кочеткова — российский фотограф и преподаватель. Родилась и выросла в Калуге. Начала заниматься фотографией в 2006 г. в калужской фотостудии «Улыбка». Призер World Press Photo 2019, призер Px3 Paris Photography Prize (Франция), Honorable Mention of IPA (США), обладатель ГРАН-ПРИ Международного конкурса фотожурналистики им. Андрея Стенина, ГРАН-ПРИ Международного конкурса «Young people in 21 century» (Литва), международного конкурса фотожурналистики The Circle Of Life contest (Литва), призер PhotoVisa (Россия), Всероссийского конкурса АРГУС-2021 и АРГУС-2023. Её работы публиковались в TIME (США), GEO (Германия), Liberation (Франция), Leica Fotografie International (Австрия), La Vanguardia (Испания), National Geographic Russia, журнале «Русский репортер» и других. Автор персональных и участник коллективных выставок. Более 10 лет преподает фотографию в фотостудии «Улыбка» им. В. Гришакова, ее ученики многократно становились лауреатами всероссийских и международных конкурсов. Живет и работает в Калуге.

   
         
   
 

Мария Инькова (Mary Inkova Ljós). Вместе и вместо

   
 

Мне было 11 лет, когда родилась моя сестра. В тот же год ей сделали операцию на сердце, я помню, как держала ее на руках и ее жизнь казалась мне чудом. Мы прожили вместе в Ханты-Мансийске 7 лет – до тех пор, пока я не оставила этот город, начав переезжать с места на место.

Встречи, которые теперь случаются всего два раза в год, обострили мое ощущение нашей связи. Примерно тогда же мы начали проводить время с фотоаппаратом. Через него я наблюдаю ее взросление – победы и поражения, радость и боль. Я пытаюсь понять, кто в этих отношениях она, а кто я. Иногда я вижу в ней себя, а иногда нашу маму в самой себе – ту, которая хочет повлиять на ход вещей вокруг и внутри нас. Когда я захожу слишком далеко, мы ссоримся, но это быстро проходит. Я наблюдаю ее взросление, проходящее в замкнутом пространстве небольшого провинциального города, окруженного лесом, ее ранимость и, вместе с тем, непокорность и силу, и с любопытством жду того момента, когда и для нее, как и для меня когда-то, он окажется тесным.

Мария Инькова — визуальная художница, родилась в Ханты-Мансийске, живет и работает в Санкт-Петербурге. В 2016-2018 годах прошла обучение в «Докдокдок». В художественной практике исследует физические и метафизические формы света, преимущественно работает с фотографией и видеоартом, большую часть посвящает медитативному вглядыванию в стихии воды и солнца, раскрывая тему света, рефлексов и бликов как проявлений универсального принципа бытия.

   
 
   
 

Анна Иванцова. Wanted

   
 

Чего хотят женщины? Я поговорила с одинокими женщинами, которые находятся в поиске своей второй половины. Попросила каждую героиню составить фоторобот ее «принца». Опросы ВЦИОМ показывают: больше всего женщины ценят в мужчинах ум (64% опрошенных), порядочность (60%), хозяйственность (40%). Несмотря на то, что мой проект не претендует на статус социального исследования, он, скорее, подтверждает эту статистику.

Уважение, доброта, поддержка, честность, любовь, взаимность — те слова, которые были произнесены чаще всего во время наших бесед. Мне кажется, это и есть те важные качества, которые ищут люди в отношениях, искали раньше и, надеюсь, будут продолжать ценить в будущем.

Анна Иванцова— коллажист и документальный фотограф. Выпускница Академии “Фотографика”. Как художник-коллажист сотрудничает с различными СМИ, среди которых издания “Новая вкладка”, “Гласная”, медиа благотворительного фонда “Нужна помощь”, Dekoder и др. Как фотограф в 2017 г. была участницей The New York Times Portfolio Review, мастер-класса Эдди Адамса (США), мастер-класса Angkor Photo (Камбоджа) и Академии Nikon-Noor (Польша). За свою карьеру вошла в шорт-лист фотоконкурса Kolga Tbilisi Photo contest (2017, Грузия) и стала финалисткой Международного фестиваля фотожурналистики VILNIUS PHOTO CIRCLE (2019, Литва). Работы Анны публиковались в The New York Times LensBlog, The Hollywood Reporter (российское издание), Rolling Stones (российское издание) и др.

   
 
   
 

Фотографии экспозиции © Екатерина Попова

   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   
 
   

           
 

 

           

Центр фотографии "Март". Екатеринбург. 8 Марта, 1

Время работы: 11.00 - 22.00 без выходных. Цена билета