ВЫСТАВКИ

АРХИВ ВЫСТАВОК

КНИГИ

ШКОЛА

ПРОЕКТЫ

О ЦЕНТРЕ


 

 

Владимир Холостых

 

Воспоминания о фотографических экспериментах

Евгения Малахина (Старика Б.У.Кашкин)

   
 

Фотография начинается с очень высокого технического качества, без этого невозможно. Женя плохо снимал, так скажем. Он не мог избавиться от пыли, все фотографии у него были грязными, плохо отредактированными. Я ему сказал: «Нужно превратить эту грязь в художественный прием». И сам придумал этот художественный прием.

Техника такая. Я переснял какую-то картинку: пейзаж с небом, церквушка видна разрушенная уже. Напечатал ее на технической пленке, потом размочил в горячей воде, положил на стекло, вторым стеклом прижал и поёрзал. Я показал Малахину. Когда он увидел эту штуку, то начал сериями варить фотографии. Вот откуда все это пошло.

Сейчас пленка не плавится. В этой технике можно было работать только со старой технической пленкой. Он говорил: «Пошел варить». Но не делился ни с кем, как он это делает. Ну, «варить пошел», а ты пойди попробуй! Тут должна быть своя технология. Он снимал на черно-белую пленку и давил ее, варил, жал – много всяких приемов. Если придавить и оторвать, получатся как бы «вулканчики». Если придавить и поёрзать, то другая структура. Если нагреть и в холодную воду опустить, то получится ретикуляция — эмульсия красиво растрескается.

   
 

    

   
 

У меня есть слайды, которые мы вместе с ним показывали. Они представляют из себя паленую пленку. Если подержать над огнем, то пленка коробится, плавится, становится объемной. Когда показываешь слайд на проекторе и начинаешь расфокусировать, то изображение как будто движется, потому что со сменой положения объектива показывается новая плоскость.

Малахин очень любил художников, перед Мишей Брусиловским буквально благоговел. Мы с ним много снимали вместе репродукции картин Брусиловского и других художников, многих уже нет в живых. И он сам пытался рисовать, но это было ужасно. Художники более тонко чувствуют все, что касается качества: как положить мазок, что такое цветовой контраст, что такое тональный контраст. А Женя он все это игнорировал. Все его работы хаотичны.

У него были, конечно, свои интерпретации. Он умел хорошо говорить и его фантазия была больше иногда, чем смысл работы. Почему он это бросил? Я у него спрашивал: «Где твои новые фотографии?». Он сказал, что все, тупик, издержался.

(интервью записано в декабре 2014 г.)

 

 

 

   
 

    

   
 

   

 

Евгений Малахин (Старик Б.У.Кашкин) (1938-2005)

Художник Евгений Малахин был больше известен под псевдонимом Старик Букашкин или Б.У.Кашкин. В 1990-е г. он стал культовой фигурой на екатеринбургской арт-сцене. В 1988 г. он создал неформальное Общество «Картинник», члены которого разрисовывали досочки в примитивистском стиле и сопровождали изображения текстами. В 2005 г. художник умер от осложнений после тяжелой формы гриппа. Сегодня его произведения показывают в Европе, в университете создан музей, исследователи изучают различные аспекты его творчества. Но прежде, чем стать художником Стариком Б.У.Кашкиным, Евгений Малахин экспериментировал с фотографией.

Для отечественной фотографии начала 1970-х работы Евгения Малахина – явление уникальное. Мало кто в те годы работал с фотографией так смело. Он снимал натюрморты, моделей, репродукции картин, а затем буквально варил или морозил, деформируя эмульсию. Художник не знал, что получится в результате и поэтому называл свои фотографии «случаями». Такой подход был близок к идеям сюрреалистов создавать искусство за пределами сознания и авторского контроля.

Теоретик и «отец сюрреализма» Андре Бретон заявлял о ненависти к «реальному обличью реальных вещей»: «Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность ассоциативных форм, на вере во всемогущество грез, в бескорыстную игру мысли». Но фотография реалистична по определению. Чтобы уйти от обыденного в пространство игры и ассоциаций, нужно прибегнуть к специальным приемам. Варить негативы – только один из них. Расплавленная эмульсия все равно сохраняет очертания изначального изображения, превращая его во что-то совсем иное.

Но сам по себе прием еще не создает художественного образа. Не меньшее значение имеет отбор и осмысление результата. Евгений Малахин печатал изображения с большими белыми и черными полями, как будто имея в виду мифологические образы Эроса и Танатоса, жизни и смерти, романтической любви на фоне мировой трагедии. В его фотографиях и более поздних произведениях прослеживаются христианские мотивы и реминисценции из восточных религий, что было созвучно религиозным исканиям интеллигенции 1970-х годов.

Фотографии Евгения Малахина десятилетия пролежали в мастерской художника без внимания к их сохранности, пока друг художника Эдуард Поленц не отмыл и не спас умирающие отпечатки. Первая персональная выставка Старика Букашкина как фотографа состоялась в 2003 г. в Фотографическом музее «Дом Метенкова» при жизни автора.

   
 

   
             
   
 
 

 

            
   

           
 

Facebook

ВКонтакте

Instagram

E-mail

 

           

Центр фотографии "Март". Екатеринбург. 8 Марта, 1

Время работы: 11.00 - 22.00 без выходных. Цена билета